Официальная страница Лысковского благочиния

Отвечает иерей Вадим Бондаренко

Почему в православии поклоняются изображениям-иконам? Не противоречит ли это второй заповеди: «Не сотвори себе кумира»?

Действительно, в Ветхом Завете мы можем видеть заповедь, которая запрещает создание кумира и поклонение ему. Однако рассматривать ее в отрыве от первой заповеди, провозглашающей единство Бога и недопустимость поклонения другим ложным богам, неверно. Итак, мы видим, что заповеди запрещают поклонение другим богам, которые никак не проявлялись иначе, как только в форме придуманных людьми идолов.

Именно поэтому православная икона — не идол и не кумир. Иисус Христос, истинный Сын Божий, воплотился как человек и жил рядом с людьми, был осязаем и видим ими, и поэтому может быть изображен, равно как Богородица, ангелы и святые, реально находившиеся рядом с людьми.

Отдельно нужно оговорить, какое поклонение православные воздают иконам. В православном вероучении поклонение как всецелое служение воздается только Богу — в духе и истине (Евангелие от Иоанна, 4:24). Почтительное же поклонение, воздаяние чести, которые человек оказывает иконе, переходят к тому, кто на ней изображен — Богу, Богородице и святым. И то, что через иконы были явлены многие случаи чудесных исцелений, свидетельствует об истинности такого поклонения — не дереву, камню или бумаге, но образу того, кто на них изображен.