Официальная страница Лысковского благочиния

Отвечает иерей Вадим Бондаренко

От многих знакомых слышал и сам лично столкнулся с тем, что стали при крещении детей от родителей и крестных требовать обязательно посетить подготовительную беседу, выучить несколько молитв. Стали строже спрашивать, ходим ли в храм, крещены ли сами. Что случилось? Ведь еще несколько лет назад всегда крестили без каких-либо проблем.

 

Действительно, в последние годы вводится практика подготовки приступающих к таинству крещения. Если мы говорим о детях, то это подготовка родителей и крестных.

Раньше у пастырей не было возможности для индивидуальной подготовки приступающих к крещению – священников было меньше, разрушенных храмов больше, и крещение совершалось «авансом» – в надежде на то, что взрослые сами наставят детей в основах веры. Сейчас, когда наша страна постепенно преодолевает последствия атеистического периода, все острее встаёт вопрос: для чего же мы крестим своих детей?

Обычно говорят: «Все так делают», «Мы же русские», «Чтобы не сглазили», «Чтобы был здоровеньким» – все, кроме той причины, которая действительно должна приводить людей в храм для крещения своих детей.

Перед тем, как озвучить её, нужно сказать, что крещение НЕ делает с человеком. Крещение не спасает человека автоматически (чтобы попасть в рай, крещения недостаточно), крещение не помогает избежать болезней и неприятностей; это не пожизненная защита от сглаза и других воздействий бесовских сил на человека. Может возникнуть вопрос: зачем же тогда вообще креститься?

Крещение — это начало пути человека к Богу. Конечно, прийти к понимаю существования Бога и необходимости приближения к Нему можно и до крещения, но то, что нас по-настоящему соединяет с Богом, с Церковью, и открывает нам путь к Нему – это именно крещение.

Сказав об этом, можно назвать единственно верную причину, по которой родители должны крестить своих детей — это желание, чтобы ребёнок вырос настоящим, а не формальным христианином, с детства приобщаясь к жизни по заповедям и в любви к Богу.

Именно с этим связаны все те «сложности», на которые жалуются родители при крещении своих детей в последние годы. О каком возрастании ребёнка в вере и любви к Богу можно говорить, если, к примеру, родители сами почти ничего о Нем не знают, в лучшем случае бывая в храме на Крещение и Пасху, чтобы набрать воды и посвятить булки с изюмом, а сами они подают пример ругани в семье, или, чего хуже, измен и абортов? И то, что священник просит выучить несколько молитв и спрашивает, во что верят родители — это самое малое, что призывает родителей задуматься — не будет ли крещение их детей по большей части профанацией, не будет ли так, что ребёнок лишится возможности осознанно прийти к Богу во взрослом возрасте, лично осознав необходимость в этом, раз уж с детства по сути он ничего от своих родных о Боге не узнает?

Те же требования предъявляются и к крестным ребёнка. Стать крестным — это не просто сближение с семьёй, не подарки ребёнку раз в год на день рождения; это значит быть ответственным за возрастание в вере крестника.

Так что удивляться «сложностям» с крещением ребёнка не стоит. Церковь просто старается делать свое дело ответственно, а не превращать глубокое по смыслу и значению таинство в формальный обряд.